Выставка "Самарские древности" представляет первое художественное и литературное произведение Самары - иллюстрированную рукопись 1628-1629 гг., за которой уже закрепилось название "Самарская рукопись". Рукописная книга включает в себя списки двух известных произведений средневековой церковной литературы - "Повести о Варлааме и Иоасафе" и "Жития Нифонта Констанцкого".
Рукопись оформлена уникальными миниатюрами - их около 400, представляющими наибольшую ценность для нашего города, как образец древнерусской книжной иллюстрации первой трети XVII в., созданные за короткий срок одним художником. Имя художника - Петр, он то и может по праву считаться первым самарским художником! Вероятнее всего, изограф Петр сразу работал красками и намечал будущую композицию кистью, а так могут делать только профессионалы с большим опытом.
Выставка состоит из четырех разделов. В первом разделе можно увидеть реконструкцию Самарского городка первой трети XVII в. - времени создания рукописи. Раздел знакомит с первыми изображениями Самары - гравюрой из книги Адама Олеария и рисунком из издания Корнелия де Бруина. Здесь же посетители могут увидеть макет Самарского городка 1630-х гг.
Второй раздел выставки знакомит с Самарской рукописью 1628-1629 гг. В настоящее время Памятник хранится в Отделе рукописей в Российской национальной библиотеке (г. Санкт-Петербург) в собрании Общества любителей древней письменности. Заказчиком рукописи должен был быть человек, не только состоятельный и образованный, но и обладающий большим влиянием, и, очевидно, властью. Как предполагает исследователь Самарской рукописи, А.И. Макаров, рукопись могла предназначаться для Бориса Михайловича Салтыкова, который был самарским воеводой с апреля 1626 г. до конца 1633 г. Об этом свидетельствует владельческая запись "Бояр Михаила Михайловича да Петра Михайловича Салтыковых". По мнению исследователя рукописи Е.В. Крушельницкой, в XVIII - первой половине XIX в. рукопись обращалась в старообрядческой среде. В середине XIX в. она была приобретена князем П.П. Вяземским, а затем его зятем С.Д. Шереметевым была принесена в дар Обшеству любителей древней письменности. В экспозиции сюжеты миниатюр дополняют предметы церковной утвари, убранства, облачения священника, дающие представления о некоторых чертах церковного быта.
Третий раздел выставки воссоздает духовную атмосферу, в которой создавалась Самарская рукопись: иконы, рукописные и старопечатные книги, меднолитая пластика. Редкий памятник художественной культуры этого времени - "Церковь походная", обнаруженная в 1919 г. известным в наше время историком М.И. Тихомировым при осмотре закрытых после революции Иргизских монастырей.
Завершает экспозицию выставки четвертый раздел, представляющий Самарский край XVII века как один из фронтиров Российского государства, как пограничье Европы и Азии, окраинную территорию, обращенную на юго-восток, к кочевому степному миру. Здесь типичные предметы быта кочевых народов: сосуды, огниво с футлярами, элементы одежды и образцы конского снаряжения.
Выставка продлится до 15 июля.